Художественная самодеятельность
Так уж исторически сложилось, что самой главной чертой характера политехников с первых дней существования вуза стала беззаветная преданность альма-матер. Отсюда и преемственность поколений, и рождение и сохранение традиций. Быть «самыми-самыми» - в крови у политехников.
Уже в первую свою годовщину КПИ шел на ноябрьскую демонстрацию со своим духовым оркестром. А в 1958 г. на городском смотре художественной самодеятельности занял первое место, выставив по полной программе коллективы: хор, эстрадный и духовой оркестры, танцевальный ансамбль и отдельных исполнителей по различным жанрам. И весь концерт объединяла тематическая композиция.
С течением времени появлялись новые коллективы и к 1965 году наши концерты украшали: духовой оркестр, камерный ансамбль и оркестр народных инструментов, солисты – вокалисты, исполнявшие классические произведения, танцоры, чтецы и ведущие программ. Многие наши самодеятельные артисты выступали на очень высоком уровне, а отдельные, окончив институт, выбрали артистическую карьеру. Например, Анатолий Зайцев и поныне работает в Новосибирском театре оперы и балета, в нашем оперном театре пели Владимир Максимов и Тамара Казанцева, Алексей Булатов успешно творит на сцене театра имени А. С. Пушкина в Москве. Список можно продолжить, и это говорит о качестве работы руководителей коллективов, которые приглашались из учреждений культуры. Так, хореографию вел главный балетмейстер Театра музыкальной комедии А. В. Гулеско, позднее – выпускник ГИТИСа Н. Л. Докукин, затем - балетмейстер театра оперы и балета С. М. Курьянинов.
Эстрадным оркестром руководили в разное время П. П. Вичулис, В. В. Витковский – главный дирижер театра Музкомедии, В.К. Чистяков, А. И. Стрижевский – заслуженный работник культуры, Г. С. Алистрат, который одинаково хорошо и профессионально занимался с хором, эстрадным и духовым оркестрами и умел их соединить в концертном номере. Пению учил студентов и сотрудников выпускник Московской консерватории В. А. Подгайский. Камерный ансамбль создал и долгое время им руководил А. И. Шеманский. С чтецами занимался ведущий артист театра им. А. С. Пушкина Петр Вощиков. Объединяла артистов и наставников в единый творческий коллектив художественный руководитель политехнического института Зинаида Степановна Гуржеева - человек неуемной энергии и высокой культуры. Именно от нее исходили высокие требования к качеству исполнения и подбору репертуара.
Где только ни выступали наши студенты! В воинских частях и сельских клубах, в домах отдыха и рабочих цехах, на детских утренниках и на открытых площадках во время выборов. И всегда с неизменным успехом! Одной из составляющих этого успеха являлось то, что рядом со студентами пели, танцевали, играли в оркестрах преподаватели. Облагораживающее влияние старших чувствовалось и в построении концертных программ, и в культуре поведения на сцене и вне её. Весомый вклад в развитие самодеятельного творчества внесли: В. Е. Авраменко А М. Дяков, В. К. Чистяков – участники эстрадного оркестра и его солистки: Ф. И. Михайлова, Л. П. Абрамова; В.П. Прокопьев, Л. А. Белобородова и А. Колесников – солисты хореографического коллектива; О. В. Колмаков, В.Д. Доров, Э. Ш. Акбулатов – великолепные чтецы; В. А. Дмитриев, Р. И. Кутчер – солисты-инструменталисты.
В 1964 г. был построен актовый зал с прекрасной акустикой, оборудованный необходимой осветительной и звуковой аппаратурой. Это дало мощный стимул для развития общественной работы. Необходимо отметить организующую роль комсомольского и партийного комитетов вуза. Наравне с количественными показателями (число участников, число концертов и т. д.) художественный совет института предъявлял высокие требования к творческой стороне. Председателем художественного совета, как правило, назначался сотрудник гуманитарной кафедры, и он входил в состав парткома. Наиболее яркой личностью был Владимир Николаевич Лавриненко, ныне доктор философских наук, преподающий в Московском государственном университете. Художественный совет формировал общественную и культурную политику, входил в жюри всех конкурсов и освещал события в прессе.
С вводом в строй актового зала стали проводиться факультетские смотры художественной самодеятельности. Без капли иронии можно сказать, что во время подготовки к конкурсным выступлениям студенты и сотрудники сливались в едином творческом порыве – спеть лучше, станцевать ярче, поразить всех выдумкой. На каждом факультете в течение всего года работали: вокально-инструментальный ансамбль, хор, танцевальный кружок, готовились номера оригинального жанра и цирковые номера. Кроме того, для организации культурного досуга студентов в общежитиях устраивались танцевальные вечера с небольшими концертами. На творческие встречи со студентами приходили поэты и писатели, известные барды и участники Красноярского клуба самодеятельной песни. Телевизор в те времена был вещью экзотической, а студенты никогда богатством не отличались, поэтому единственным способом приобщения к культуре было посещение театров и концертных залов, благо, профком студентов, а позднее - студенческий клуб - организовывали бесплатные культурные «походы» в театр им. А. С. Пушкина, в театр музыкальной комедии, в кинотеатры на лучшие фильмы. Более того, к нам в Политехнический институт приезжали артисты театров с большими постановками не только из местных, но и из столичных театров. Здесь уместно сказать, что по тем временам, а это – 60 - 70-е годы, наш зал был лучшим в городе по акустическим характеристикам, а публика – благодарной и отзывчивой на каждую реплику. Немудрено, что в атмосфере всеобщего стремления к культуре самодеятельные артисты росли, как на дрожжах! Во время факультетских смотров в зале яблоку было негде упасть, студенты «гроздьями» висели на подоконниках, брались за любую работу по оформлению сцены, лишь бы посмотреть концерт. Конечно, этому предшествовала большая работа, и все общественные организации факультета были задействованы в ней: профбюро, комсомольский актив, деканат. Но все замыкалось на одном человеке, который пользовался заслуженным и непререкаемым авторитетом, - на преподавателе или студенте, ответственном за художественную самодеятельность. Это были необыкновенные люди! Наделенные талантом собирать вокруг себя творческих личностей, они, не жалея своего времени и сил, на «голом» энтузиазме занимались большой работой по воспитанию, культурному образованию студентов по формированию коллектива факультета. Эта работа называлась общественной, никак не оплачивалась, но ее значение трудно переоценить! Встречаясь через годы после окончания Политеха, взрослые дяди и тети с юношеским запалом вспоминают, как они «победили в смотре художественной самодеятельности в каком-нибудь 81 году! А потом их номер был взят «на институт»! А потом они выступали на заключительном концерте в театре Пушкина, и зал их приветствовал бурей аплодисментов!» Так формировался дух Политехнического института или, как бы сейчас сказали бренд «ПОЛИТЕХ». Мы помним имена этих замечательных людей. Семен Васильевич Архипов, тогда декан автодорожного факультета, и Юрий Александрович Хегай, заместитель декана, создали на АДФ великолепный танцевальный ансамбль «Дружба», которым руководили студенты из Дагестана и Грузии. Исполнялись танцы не только народов Кавказа, поскольку в ансамбле были и русские ребята, и украинцы. Но, когда на сцене, подобно вихрю, появлялись в ярких костюмах джигиты, зал приходил в неистовство! «На бис» танцы повторяли. Счастливые времена! Никто не делил людей на «лиц разной национальности». Может быть, в силу «шоферской солидарности» автотранспортники были необыкновенно сплоченным факультетом, они всегда красочно праздновали День автомобилиста, проводя соревнования, концерты с участием институтских коллективов, факельные шествия. На этих праздниках в качестве почетных гостей всегда присутствовали выпускники-производственники и руководители отрасли.
Машиностроительный факультет, просуществовавший совсем недолго, оставил, тем не менее, заметный след в культурной жизни вуза. Именно на МСФ зародились традиции, которые дошли до наших дней: Посвящение в студенты (1978 г.) и празднование Международного дня студентов (1982 г.). На базе студенческого театра эстрадных миниатюр МСФ был основан под руководством В. Г. Чернышева СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр) КПИ, который первым из вузовских театров был удостоен звания Народного коллектива. А начиналось все с небольшой группы ребят: Саша Антонов, Володя Осетров, Костя Рушелюк (ныне заведующий кафедрой начертательной геометрии), Степан Вишневский сами сочиняли сценки из студенческой жизни, сами ставили их. Такой успех у зрителей нечасто выпадает на долю и профессиональных артистов! Вокально-инструментальный ансамбль «Студенческие годы» под руководством Константина Коровникова неоднократно бывал победителем конкурсов ВИА. Прекрасно вела концертные программы Галина Ярыгина. Солисты ансамбля, чтецы, танцоры, участники хора – все самодеятельные артисты были окружены заботой декана И.И. Горба. Недаром на один из парадов перед традиционным легкоатлетическим кроссом МСФ шествовал под лозунгом «На кросс идет Горб и его Горбунки!». Конкурсные концерты машиностроителей были яркие, многоплановые с необычными режиссерскими находками. Самодеятельностью руководила преподаватель кафедры НГЧ Л. П. Абрамова, которая пела в ансамбле, писала сценарии, организовывала факультетские вечера.
Радиотехнический факультет прославился вокально-инструментальным ансамблем с неофициальным названием «Дети подземелья». Название произошло оттого, что музыканты оборудовали для репетиций помещение в подвале общежития. Позднее ансамбль назывался «Солярис» и пользовался огромной популярностью, в 1985 г. «Солярис» занял первое место в конкурсе ВИА среди вузов Сибири и Дальнего Востока. Участники ансамбля: Владимир Юхно, Андрей Старушкин, Юрий Гинько, Михаил Сараев, Вадим Бобров, Виктор Пикуров, Игорь Захарьин, Сергей Гинчаков и солист – гитарист и музыкальный руководитель Александр Бауэр безоговорочно подчинялись создателю и администратору Владимиру Жгуну, который, кстати, организовал дискотеку «Марафон», по тем временам лучшую в городе. Особенно ярко и неожиданно интересно звучали в исполнении ансамбля вокальные произведения а капелла. Самодеятельностью на РТФ занимался декан факультета И. П. Шанцев, выступая в роли организатора, режиссера и главного болельщика. Ему помогали профсоюзные и комсомольские активисты, особенно секретарь бюро ВЛКСМ РТФ Александр Куликов. Много сделал для развития самодеятельности на факультете и Ю. В. Коловский.
Каждый факультет имел «изюминку». Например, студенты факультета автоматики и вычислительной техники так выстраивали композицию концерта, что 2 часа пролетали как одно мгновение. Особенно запомнилась «Аппассионата» - музыкально-поэтическое посвящение 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции. Здесь в полной мере проявились интеллигентность и тонкий литературный вкус заместителя декана ФАВТ В. Е. Ультана, сумевшего объединить блестящего импровизатора Константина Подлесного, талантливого пианиста и автора композиции Михаила Князькина, одаренного чтеца Евгения Огородникова и других студентов-активистов в мощный творческий коллектив. В результате «Аппассионата» открывала Краевой фестиваль «Студенческая весна» 1988г.
Концертные программы электромеханического факультета были искрометны, полны музыки, веселых студенческих шуток и в то же время несли большой интеллектуальный заряд. А дело в том, что самодеятельностью руководил А. Л. Встовский, личность незаурядная и многоплановая. Обладая врожденной деликатностью, он создавал вокруг себя атмосферу доброжелательности и творчества, в которой выросли ансамбль бальных танцев (два участника ансамбля являются призерами Чемпионата мира по бальным танцам), чтецы – лучший из них О. В. Колмаков был ведущим общеинститутских концертов и по окончании вуза. Вокально-инструментальный ансамбль «Визит», которым руководил Михаил Калинин, был дважды приглашен для поездки на агиттеплоходе «Коммунист» по Енисею до Дудинки и привозил самые замечательные отзывы, был награжден Почетными грамотами Енисейского речного пароходства и Крайкома профсоюза.
Концертные программы теплоэнергетического факультета отличались остротой сатирических миниатюр, которые сочиняли и исполняли сами студенты. «Мозговым центром» факультетского театра были Эдуард Горб и Юрий Денисов, покорял публику мягким баритоном Николай Головин, виртуоз-ударник ВИА ТЭФа Виталий Кривцов продолжил по окончании вуза музыкальную карьеру в Москве. Теплоту и нежность несли со сцены русские народные песни в исполнении Г. А. Потехина, который был не только парторгом, организатором, но и душой факультета, воспитывал чувство патриотизма через культурную и общественную работу. Может быть, поэтому в 1985 г. ансамбль политической песни ТЭФа стал участником Фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Крупнейший в КПИ механический факультет традиционно занимал призовые места в смотрах художественной самодеятельности. Ансамбль народных инструментов, большой танцевальный коллектив, инструментальный квартет, который в составе институтской агитбригады исколесил по сельским дорогам не одну сотню километров, цирковые акробаты и гимнасты, чтецы и солисты-вокалисты – МТФ всегда мог удивить и покорить самую придирчивую публику! Лев Логинов, Загид Янышев, Людмила Тишкина, Станислав Гурвич, Анатолий Самков, Людмила Белобородова, Сергей Ярошенко – настоящие звезды КПИ. Вокально-инструментальный ансамбль МФ «Городские цветы» – частый гость на предприятиях города, а летом музыканты во главе с Валентином Кириченко работали в спортивно-оздоровительном лагере «Политехник». Беззаветно преданный народной музыке Р. И. Кутчер профессионально исполнял на балалайке произведения классиков на концертах и вечерах. Большой вклад в организацию культурно-массовой работы на МФ внес С. И. Почекутов (позднее декан инженерно-педагогического факультета), он создал и много лет курировал факультетскую команду КВН.
Богатейшие традиции и прекрасное наследие у строительного факультета. Здесь наряду с изящными видами искусства: камерным оркестром, вокальной группой, пианистами и великолепными декламаторами плодотворно работали студенческий театр миниатюр во главе с Виталием Доровым, хоровой коллектив и танцевальный ансамбль, который во всех городских фестивалях представлял Политехнический институт. Центром артистической жизни был И. И. Гетц, человек большой духовной культуры.
Со строительным и санитарно-техническим факультетами долгое время сотрудничал Николай Шульпеков, известный собиратель фольклора и основатель городского фольклорного коллектива, он же руководил ансамблем баянистов на СФ. Архитектурно-строительный факультет славился вокальным ансамблем, камерным трио под управлением Александра Резникова и оригинальным оформлением своих концертов.
Более 20 лет с баянистами и солистами-инструменталистами занимался И. А. Тесленко, без которого немыслимы вечера отдыха, особенно встречи ветеранов, так душевно и профессионально исполняет он русские и советские военные песни.
Отдельная достопримечательность Политехнического института - духовой оркестр. Все демонстрации нашего Октябрьского района проходили под его бодрый аккомпанемент. Как светлели лица ветеранов, когда в актовом зале их встречал духовой оркестр под управлением В.Т. Садыкова! Только вот соревноваться нашему оркестру было не с кем: ни один вуз города такого коллектива не имел.
Факультетские и общеинститутские коллективы и отдельные исполнители активно участвовали в культурной жизни города и края: открытие парка, праздники района и города, концерты на предприятиях, в учреждениях и на избирательных участках. Во время уборочной страды студенческие агитбригады выступали на фермах и в сельских клубах, а то и прямо - на току или в поле. Четыре года подряд концертная бригада политехнического института радовала своими талантами речников Енисея от Красноярска до Дудинки. И артистам, и зрителям запомнилась поездка с концертами по Байкало-Амурской магистрали, в некоторых селениях артистов вообще видели впервые.
C 1979 по 1991 год художественным руководителем КПИ была Людмила Петровна Абрамова. Этот период был насыщен поездками, концертными турне и незабываемыми впечатлениями. Коллектив художественной самодеятельности Политехнического института, а позднее Технического университета имеет много наград: кроме студенческого театра эстрадных миниатюр звания Народного коллектива был удостоен эстрадный оркестр под руководством А. И. Стрижевского, лично руководитель и оркестр получили Почетную Грамоту от Союза композиторов за подписью Тихона Хренникова за пропаганду советской песни. Советский детский фонд письмом поблагодарил наших артистов за заботу о детях – проведение новогодних утренников в школах-интернатах, сбор средств от концертов на приобретение для них игрушек, книг и школьных принадлежностей. Пять самых достойных участников самодеятельности награждены Знаком ВЦСПС «За достижения в самодеятельном искусстве». Почетные грамоты, дипломы фестивалей, премирование поездками в Москву, Ленинград, туристическими путевками по историческим местам – все это заработано большим трудом!
Студенческий клуб нашего вуза почти 20 лет возглавляла Вера Николаевна Юрданова. Кроме административной работы, студклуб занимался просветительской деятельностью: на 7 отделениях Факультета общественных профессий получали новые знания по методике пропагандистской работы (школа молодого лектора), работы с детьми (отделение пионервожатых), учились быть активистами и общественными корреспондентами, организаторами культурной и спортивной работы. Коллективные выходы в театр, организация концертов гастрольных коллективов и отдельных исполнителей – на нашей сцене пели Муслим Магомаев и Дмитрий Хворостовский, Валерий Ободзинский и Лариса Мондрус, выступали с концертами скрипач Виктор Чистяков и оркестр народных инструментов и многие другие исполнители. За большую работу по организации культурного досуга студентов и преподавателей студенческий клуб Политехнического института постоянно был в числе лучших среди клубов вузов города, а нередко – самым лучшим! И, конечно, одним из главных показателей при оценке его работы являлась художественная самодеятельность. Бывало, что заключительные концерты фестиваля Студенческая весна на треть состояли из номеров Политеха!
Листая статистические отчеты о работе художественной самодеятельности, просто диву даешься, как много мы успевали: бывали годы, когда силами самодеятельных артистов было дано 650 – 720 концертов! К каждому празднику готовился «Голубой огонек» с рассказом о сотрудниках института, в общежитиях устраивались встречи с ветеранами Великой Отечественной и Афганской войн. Весело и ярко проходили профессиональные праздники с концертами и конкурсами, новогодние вечера и детские утренники и не только для наших детей, но и для детей тех организаций, где работают наши выпускники. Так сохранялась связь времен и наши лучшие традиции.
Летом культурная жизнь перемещалась в оздоровительно-спортивный лагерь «Политехник», расположенный на живописной поляне в красивейшем заливе реки Убей при впадении ее в Красноярское море. Здесь творческие фантазии студентов и преподавателей раскрывались в полной мере. День рыбака, праздник Нептуна, водные феерии с лодочными гонками и «катамараньими бегами», в которых участвовали семьи. Дискотеки, вечера военной песни и классического романса, КВНы и конкурсы талантов никого не оставляли равнодушными. А сколько приятных минут доставила зрителям концертная бригада «Виртуозы профкома», состоявшая из «звезд первой величины» артистического небосклона Политехнического института. Ее участники достойны быть перечислены поименно: Сергей Зыков, Андрей и Наталья Закомолкины, Игорь Дроган, Михаил Князькин, Евгения Авдеева, Сергей Лившиц, Игорь Тавокин, Игорь Олексюк, Александр Зотов, Вадим Сурков, Владимир Высотин, Наталья Кривенко, Елена Персиянова, Галина Молтянская и другие. Кстати, все они – активные организаторы массовых мероприятий в нашем спортивном лагере «Политехник» и до сих пор, хотя со времени окончания вуза прошло почти четверть века.
Самодеятельность Политехнического института достигла большой известности не только в городе и крае, но и в стране. Так, в 1983 г. именно наши студенты представляли Красноярский край на Фестивале студенческой молодежи в Болгарии, а в 1985 г. – в Москве. В 1988 г. в составе «Поезда дружбы» Советского Союза самодеятельные артисты КПИ побывали в Германской демократической республике, где успешно выступали перед нашими солдатами, в молодежных клубах, участвовали в творческих встречах.
Перемены в стране после 1991 года повлияли на развитие художественной самодеятельности не лучшим образом: сократилось финансирование, исчезли органы, заинтересованные в идеологическом и патриотическом воспитании молодежи, поменялись идеалы. Но даже в этих жестких условиях вуз сохранил свои культурные традиции, прилагает все усилия для развития способностей студентов, реализации их творческого потенциала. В 1989 году по идее ректора КПИ Анатолия Михайловича Ставера была создана ассоциация «Интеллект и культура», главной задачей которой гуманитаризация технического образования. В ассоциацию вошли постепенно все вузы и культурные учреждения города. В Политехническом институте организуется культурно-образовательный центр, где профессиональные работники культуры и искусства занимаются со студентами. Сохранились и развиваются культурные традиции, наполняются новым содержанием. Изменились формы работы, не так велики масштабы концертной деятельности, но главное – стремление быть лучшими и прославлять свой вуз – осталось!